Дина в матроске
Сегодня день рождения у детского писателя Виктора Владимировича Голявкина, 86 лет со дня его рождения. Родился он в Баку в 1929 году. Еще с раннего детства он проявлял талант художника, причем лучше всего ему удавались карикатуры. С двенадцати лет, когда его отец ушел на фронт и Виктор остался кормильцем матери, он рисовал карикатуры на Гитлера и немцев.
После войны он окончил Художественное училище в Самарканде, а затем поступил в Академию художеств в Ленинграде. Казалось бы, он мог стать знаменитым художником, но мы узнали его его как писателя, автора таких повестей, как «Самый добрый папа», «Ты приходи к нам, приходи», «Рисунки на асфальте» и других, а также множества коротких, но очень веселых и мудрых рассказов.


Были у него и другие произведения, предназначенные не для детей, а для взрослых, а точнее говоря, для всех без исключения. Сначала они ходили по рукам, не в самиздате даже, а в рукописях, и все же были каждому известны и всем очень нравились. Абсурдные, насмешливые, глубокомысленные – странно было бы, если бы они не нашли читателя. Первая книга его взрослых рассказов – «Привет вам, птицы!» - вышла в 1969 году, через десять лет после первой детской – «Тетрадки под дождем». А ведь Вера Панова предупреждала: «Эти рассказы никогда не напечатают, а детские – может быть». Но уже через год появилась первая взрослая повесть «Арфа и бокс». Бокс Голявкин любил и в Баку был чемпионом среди юниоров.
Голявкин стал известен и даже знаменит. Его рассказы переиздавались много раз, включались в «первые книжки» и даже буквари, переводились на множество языков – народов СССР, социалистических стран и даже на французский и японский. Став писателем, Голявкин не перестал быть художником и иллюстрировал свои произведения сам. А еще он писал сценарии, по которым снимали фильмы. В экранизации повести «Мой добрый папа» сыграли Людмила Гурченко и Александр Демьяненко.

Голявкин не только иллюстрировал книги, но и писал картины, очень необычные и экспрессивные.
Эта работа называется «Мимоза».



А вот эта – «Лодки»



В 1972 году Виктор Голявкин перенес тяжелый инсульт. Он держался бодро и мужественно, сохраняя присутствие духа и радуясь, что врачи разрешили ему кое-какие жизненные радости. Однако болезнь была слишком тяжела, и, наполовину парализованный, он практически перестал рисовать. Писал он тоже мало, но успел накопить в столе столько рассказов, что жене оставалось только время от времени брать один из них и относить в редакцию.
В декабре 1981 года журнал «Аврора» опубликовал сатирическую миниатюру «Юбилейная речь».

"Трудно представить себе, что этот чудесный писатель жив. Не верится, что он ходит по улицам вместе с нами. Кажется, будто он умер. Ведь он написал столько книг! Любой человек, написав столько книг, давно бы лежал в могиле. Но этот – поистине нечеловек! Он живет и не думает умирать, ко всеобщему удивлению. Большинство считает, что он давно умер, – так велико восхищение этим талантом. Ведь Бальзак, Достоевский, Толстой давно на том свете, как и другие великие классики. Его место там, рядом с ними. Oн заслужил эту честь! Он сидит передо мной, краснощекий и толстый, и трудно поверить, что он умрет. И он сам, наверное, в это не верит. Но он безусловно умрет, как пить дать. Ему поставят огромный памятник, а его именем назовут ипподром, он так любил лошадей. Могилу его обнесут решеткой. Так что он может не волноваться. Мы увидим его барельеф на решетке.
Позавчера я услышал, что он скончался. Сообщение сделала моя дочка, любившая пошутить. Я, не скрою, почувствовал радость и гордость за нашего друга-товарища. – Наконец-то! – воскликнул я, – он займет свое место в литературе!
Радость была преждевременна. Но я думаю, долго нам не придется ждать. Он нас не разочарует. Мы все верим в него. Мы пожелаем ему закончить труды, которые он еще не закончил, и поскорее обрадовать нас".
(Аплодисменты).
После того, как был опубликован этот рассказ, Голявкин на несколько лет оказался в Советском Союзе фактически под негласным запретом. Дальше «прихожей», то есть детской литературы его уже не пускали. Казалось бы, за что? В тексте ведь не было ничего крамольного.
Дело в том, что тот номер «Авроры» был посвящен юбилею Леонида Ильича Брежнева. Много тогда произносилось здравиц, немало курилось фимиама, и вдруг такое: празднуется 75-летие генсека, на обложке красуется его портрет, а на семьдесят пятой странице в разделе юмор – такое!
Неизвестно, что было тому причиной – халатность, намеренная диверсия или чья-то не очень удачная шутка (впрочем, последнее вряд ли, с такими вещами боялись шутить). Однако публикация вызвала совсем не смешной и не шуточный резонанс, скандал был такой, что этот номер в определенных кругах стали называть вторым залпом «Авроры».
Самое же в этом удивительное, что рассказ был написан лет за десять до публикации и не намекал ни на Брежнева, ни на его литературные таланты. Это был просто рассказ, веселый и насмешливый. Но Голявкину он стоил еще одного инсульта, а редактор «Авроры» Владимир Торопыгин скончался от инфаркта. К счастью, времена были уже не прежние, и в 1985 году благополучно вышла книга юмористических рассказов «Калейдоскоп». Впрочем, «Юбилейную речь», как говорят, сняли в последний момент – от греха подальше.
После перестройки и распада СССР Голявкин писал мало, но снова занялся живописью. Его книги долгое время были забыты, но с конца девяностых снова стали переиздаваться.
Виктор Владимирович скончался 24 июля 2001 года, немного не дожив до семидесяти двух лет. Но он по-прежнему остается с нами, пока с нами его книги, именно такие, какие нам сейчас больше всего нужны.

@темы: рекомендации и рецензии, рассказы, полезная информация, повести, О художниках, О поэтах и писателях